- Скажи-ка, где, по-твоему, Бог?
- Ну, Он во мне и повсюду! - ответил я, сбитый с толку, что, несомненно, было видно по лицу.
- Все проникает, а? - удовлетворенно рассмеялся святой. - Тогда почему же, молодой человек, ты не склонился вчера перед Бесконечным в каменном символе в Таракешварском храме?3 Твоя гордыня была наказана неверным советом прохожего, не обремененного пониманием четкой грани между левым и правым, что обернулось определенными неудобствами.
Я искренне согласился, пораженный, что всевидящее око сокрыто в неприметном теле рядом со мной. От йога исходила целительная сила, я был вмиг освежен в этой палящей жаре.
- Поклоняющийся думает, что его путь к Богу единственный, - сказал он мне. - Йога, с помощью которой божественное проявляется внутри, несомненно, высший путь, - так говорил нам Лахири Махасая. Но, открывая Бога внутри, мы осознаем Его во вне. Святыни в Таракешваре и в других местах справедливо почитаются как знаменитые центры духовной силы.
Строгость святого пропала, глаза его сочувственно потеплели. Он похлопал меня по плечу.
- Юный йог, ты, я вижу, убегаешь от своего учителя. У него есть все, что тебе нужно, ты должен к нему вернуться. Горы не могут быть твоим гуру, - Рам Гопал повторил ту же мысль, что выразил Шри Юктешвар при нашей последней встрече. - Учителя не связаны космическим принуждением ограничивать место своего пребывания. - Собеседник игриво взглянул на меня. - Индийские Гималаи и Тибет не обладают никакой монополией на святых. Та истина, которую человек не старается найти внутри себя, не откроется от перемещения тела в разных направлениях. Как только набожный человек готов идти хоть на край света за духовным просвещением, его гуру появляется рядом.
Я молча согласился, припомнив свою молитву в Бенаресской обители, за которой последовала встреча со Шри Юктешваром на безлюдной улочке.
- Можешь ли ты иметь маленькую комнатку, где мог бы закрыть дверь и быть один?
- Да, - мне подумалось, что этот святой переходит от общего к частному с приводящей в замешательство скоростью.
- Это и есть твоя пещера, - он одарил меня озаряющим взглядом. - Это и есть твоя святая гора. Там-то ты и найдешь Царство Божие.
Его простые слова в один миг изгнали одержимость Гималаями, всю жизнь преследовавшую меня.
Добавлено спустя 27 минут 58 секунд:
"Сосредоточьте взгляд на кончике своего носа" - эта ошибочная трактовка строфы Бхагавадгиты7, широко распространенная у восточных пандитов и западных переводчиков, возбуждала критический юмор учителя.
- Путь йога и без того достаточно своеобразен, - замечал он. - Зачем же ему советовать, чтобы он еще и окосел? Подлинное значение слова назикаграм - это "начало носа", а не "кончик носа". Нос начинается в точке между бровями местонахождении духовного глаза8.